Игнатий (Брянчанинов)
афоризмы и высказывания
для детей и взрослых.

Добрые дела наши должны быть скрыты не только от человеков, но и от нас самих…


Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.


Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся, Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу… Молитва - причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть.


Непарительность, немечтательность, умиление, любовь к ближним - вот истинные признаки истинной молитвы.


Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, - себя.


Без беcчестий - нам не спастись.


Новоначальным должно заниматься молитвою понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы.


Кто нарушил верность Богу впадением в грех, - восстанови эту верность, докажи ее борьбою с грехом, свержением с себя чрез победу цепей, тех цепей, которыми оковывает грех своих пленников, которые удерживают пленников греха в насильственной работе ему.


Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости.


Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, - и прелесть никогда не воздействует на нас.


Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ. Весьма часто актёрскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актёров.


При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнию.


Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны.


Когда ни вспомним о враге нашем, - не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.


Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и насыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, их глубины сердца.


Грехи, по-видимому, ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость.


Познание немощей своих есть познание существенно нужное для христианина. Оно ведет к смиренномудрию, а это - к духовному разуму. Кому Господь восхощет даровать Свой разум, тому Он открывает особенно его немощи.


Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.


Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и поклонении самому себе. Они - утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство.


Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача - Евангелие.


Святое Евангелие можно уподобить зеркалу. Каждый из нас, если захочет, увидит в нем состояние души своей…


Пост, это сильное орудие - когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия - делается для подвижника орудием самоубийства.


Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии.


Вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностью и самолюбием.


Оскорбления от других должно переносить равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц чуждых нам.


Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы со грехом, кто встал на бодрой страже во вратах дому своего с обнаженным мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приблизился к нему.


Грех - причина всех скорбей человека и во времени и в вечности.


Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности - это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем.


Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.


Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющее деятельное познание христианства.


Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний.


Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты - в горестном самообольщении.


Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц.


Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобным скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобным бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей.


Когда от души простишь всем ближним согрешения их, тогда откроются тебе твои собственные согрешения.


Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, то есть чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим.


Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь - все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему.


Исполнение заповедей Спасителя - единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем.


Не сочти маловажным исполнение твоего пожелания, по-видимому самого ничтожного: каждое исполнение пожелания непременно полагает свое впечатление на душу. Впечатление может быть иногда очень сильным и служить началом пагубного навыка.


Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.


Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог.


Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве, и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прикасается к сердцу благодать Божия и оно приходит в умиление.


Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов.


Молитва - бессильна, если не основана на посте, и пост - бесплоден, если на нем не создана молитва.


Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого (Матф. 25).


Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.


Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и при нужде умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего.


И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.


При самомнении покаяние невозможно.


Не малодушествуйте от того, что победились бранью: это к духовному искусу, или опыту, и к смирению.


Не осуждай ни нечестивого, ни явного злодея: своему Господеви стоит он, или падает (Рим. XIV, 4). Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа…


На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.


Многие приступают к Господу, - немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие… немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие.


Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению.


Не устрашись бурь, не ослабей от них: они - признак добрый.


При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинетных занятиях воспрети себе мечтательность.


Все препятствия, встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.


Отношение наше к живому Богу, как бы к несуществующему и мертвому, есть верное свидетельство нашего собственного умерщвления.


Возненавидь ненавистную Богу праздность, возлюби возлюбленный Богу труд, но души твоей не расслабляй пустою заботливостью, всегда бесполезною и излишнею.


Исповедыванием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам - признак истинного покаяния, - решимости вести жизнь добродетельную.


В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение пред Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе.


Мысли и высказывания а также афоризмы и цитаты автор которых "Игнатий (Брянчанинов)" для взрослых и детей на stihiskazki.ru

Читайте также по теме :

Иисус Христос
Кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мк. 12:17) Предоставь мертвым погребать своих мертвецов...

Ильф и Петров
Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение....