Тувинская народная сказка

Сказка "Оскюс-оол, который пел песни тайги"

Давным-давно на склоне Карагыра-Карангыты-тай-ги жил семидесятилетний
старик Челелдей. У него была шестидесятилетняя старуха. И не было у стариков
ни скота, ни детей.
И вот старуха родила мальчика. Через два месяца она умерла. А еще через
шесть месяцев умер старик. Мальчик остался в люльке совсем один. "Нет у меня
матери, которая бы меня накормила, нет у меня отца, который взял бы меня на
руки",- подумал он и выполз из люльки. А потом вышел из чума и увидел
Ак-Сара-коня, который был привязан девяностосаженным арканом. Мальчик
приковылял к коню и спросил:
- Куда девались мои отец и мать?
- Они умерли,- ответил конь.- Ты сам должен себя вырастить и воспитать.
Вытащи из моего хвоста несколько волосин, сплети веревку и сделай петлю.
Здесь есть маленькие зверьки, которые пищат и прячутся в норах. Их ты должен
ловить этой петлей. Мясо будешь жарить, а из кожи делать идики. В чуме
найдешь огниво, будешь разводить костер. А меня отпусти. Я должен свободно
пастись. Приходи ко мне, что непонятно - спрашивай.
Мальчик сделал волосяную петлю и стал ловитьмышей и сусликов. Он жарил
их мясо, ел и быстро рос. Однажды он пришел к коню и спросил:
- Что это за белый зверек, который бегает петляя? Можно ли его есть?
- Это заяц,- ответил Ак-Сара,- его мясо вкусное, суп из зайца
наваристый.
- А как убивают зайца?- спросил мальчик.
- Его убивают стрелой, выпущенной из лука. У твоего отца были лук и
стрелы. Разыщи их.
Мальчик разыскал лук и стрелы и стал бить зайцев. Он ел заячье мясо и
рос еще быстрее. И скоро снова пришел к коню.
- Что это за зверь - на длинных ногах, с белым хвостиком и кричит:
"Ог-ог!"?-спросил он коня.
- Это косуля,- ответил Ак-Сара.- Вот ее мясо действительно вкусное.
Постарайся ее убить.
Мальчик стал бить косуль. И вырос настоящим охотником, сильным и
выносливым. Он надел одежду, которую оставили ему мать и отец, и стал
охотиться верхом на Ак-Сара-коне, стал ездить по всей тайге, по всем склонам
и перевалам.
А у подножия Карагыра-Карангыты-тайги жил Бай-хан. У него было семеро
сыновей и семь дочерей. Семеро сыновей ездили в тайгу охотиться, а семь
дочерей собирали ягоды и орехи.
Однажды семеро сыновей хана вместе со слугами поехали охотиться на
склоны Карагыра-Карангыты-тайги. Но сколько ни ездили - не могли убить
зверя. Каждый раз, как только они начинали целиться, их опережал какой-то
расторопный, ловкий и очень меткий стрелок на светло-соловом коне. Они
подъехали к стрелку и спросили:
- Кто ты, как твое имя-прозвище, где твой аал-стойбище?
- Я Оскюс-оол. Живу на склонах Карагыра-Карангыты-тайги. А вы что за
люди?
- Мы - сыновья Бай-хана, который живет у подножия этой тайги. Мы давно
охотимся и никак не можем убить зверя,- ответили охотники.
- У охотников цель одна. Давайте охотиться вместе,- предложил
Оскюс-оол.
Братья согласились. Вместе они охотились целый день. Оскюс-оол
подстрелил косулю и марала и отдал добычу братьям.
Бай-хан удивился, увидев, что сыновья его принэс-ли косулю и марала, и
похвалил их.
Однажды семь дочерей хана вместе со служанками пошли за ягодами и за
орехами. В лесу они услыхали нежные звуки: кто-то играл на игиле ' и пел
горловые песни. Песни были такие красивые, что девушки забыли про ягоды и
пошли на голос. Они увидели прекрасного юношу, который сидел на траве. Рядом
пасся светло-соловый конь.
- Кто ты, как твое имя-прозвище, где твой аал-стойбище?- спросили они.
- Я Оскюс-оол. Живу на склонах Карагыра-Ка-рангыты-тайги. А вы кто
такие?
- Мы - дочери Бай-хана, который живет у подножия этой тайги. Мы
собираем ягоды и орехи.
Девушки стали просить Оскюс-оола, чтобы он еще поиграл на игиле, еще
спел горловую песню. Он спел, а потом помог им собрать ягод и орехов.
Слушайте дальше. Приходили ханские сыновья на склон тайги - Оскюс-оол
за них охотился. Приходили ханские дочери на склон тайги - Оскюс-оол собирал
за них ягоды, да еще и пел им горловые песни.
Скоро на склон стали приходить ханские пастухи и слуги - все хотели
послушать чудесное пение, в котором были щебет и свист всех таежных птиц и
голос таежного ветра, гудящего в вершинах древних кедров.
Однажды хан подумал: "Что это такое: каждое утро и дети, и пастухи, и
слуги - все устремляются к Карагыра-Карангыты-тайге? А возвращаются только к
вечеру. Что они там делают?" И стал всех расспрашивать.
- Мы слушаем Оскюс-оола, поющего песни тайги,- ответили пастухи.
- Мы слушаем Оскюс-оола, поющего песни тайги,- ответили дочери.- Мы
приносим ягоды и орехи, которые собирает за нас Оскюс-оол.
- А мы приносим мясо и шкуры зверей, которых убивает Оскюс-оол,-
ответили сыновья.
Хан подумал: "Когда-то на склоне тайги жили старик со старухой. У них
был конь Ак-Сара. Когда старику было семьдесят, а старухе - шестьдесят, у
них
родился сын. Через два месяца умерла старуха, а еще через шесть
месяцев - старик. Неужели выжил Оскюс-оол? Как он выжил?.. А теперь он лучше
всех охотится и поет песни тайги!" И черная зависть перевернула душу хана.
- Ну что ж,- сказал он,- если этот Оскюс-оол подходяще играет и сносно
поет горлом, приведите егосюда.
Слуги прибежали к Оскюс-оолу.
- Бай-хан приказал тебе прийти!- сказали они.
- Когда хан зовет, простой человек не идти не может,- ответил парень.
Он сел на Ак-Сара и поехалк хану.
- Здравствуйте, хан, здравствуйте, ханша,- сказал он.
- Как твое имя-прозвище, где твой аал-стойби-ще?- спросил хан.
- Я Оскюс-оол. Живу на склонах Карагыра-Ка-рангыты-тайги.
- Ну, а как ты играешь на игиле? Как ты поешь?
Мы хотим послушать,- сказал хан.
- Я играю только когда захочу,- ответил парень,- и когда захочу - пою.
- Сыграй и спой сейчас,- попросил хан, все еще не веря, что услышит
настоящее пение.
Оскюс-оол запел. Из его горла вырывались голоса всех птиц
Карагыра-Карангыты-тайги. Казалось, таежный ветер запутался в вершинах
древних кедров. Притихли сороки и вороны, которые кружились над стойбищем.
Женщины плакали, а мужчины боялись шелохнуться. Хан и ханша были как во сне.
Тридцать дней (один месяц), шестьдесят дней (два месяца), девяносто дней
(три месяца) звенел голос Оскюс-оола надзеленой тайгой!
На звуки горлового пения собралось все ханство.
И хан сказал:
- Я отдаю за Оскюс-оола свою прекрасную младшую дочь! В хороший день, в
начале месяца, устроимсвадьбу.
Он поставил для дочери белую юрту, выделил белый скот из своего скота и
добро из своего добра.
Девяносто дней (три месяца) веселились люди на свадьбе. Девяносто дней
(три месяца) восхищались они голосом Оскюс-оола.
А потом Оскюс-оол взял жену, скот, юрту и откочевал на склоны
Карагыра-Карангыты-тайги, туда, где
жили его отец и мать. Он ухаживал за скотом и пел песни тайги, и ветер
через перевалы разносил его голос по всем горам и долинам нашей земли.
Пока жил Оскюс-оол со своей прекрасной женой, удлинились овраги,
углубились лощины.
1 И г й л ь - тувинский смычковый народный инструмент с двумя струнами
из конского волоса.
2 Горловые песни - горловое (или гортанное) пение - особое двухголосное
пение некоторых тюркских народов (тувинцев, хакасов, горноалтайцев и
башкир). Поющий извлекает два звука одновременно. На фоне низкого, опорного,
звука звучит звук высокий. Так образуется единая мелодия.

Сказка "Оскюс-оол, который пел песни тайги", читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.

Читайте также народные сказки :

Оскюс-оол, который постиг три науки
Жил когда-то старик. У него были сын Оскюс-оол, тридцать коней, тридцать коров и тр...

Отчего у лося морда вытянутая
Однажды лось и пищуха - суслик таежный - поспорили. Пищуха говорит: - Надо удлинить...