Блез Паскаль
афоризмы и высказывания
для детей и взрослых.

С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!


Истинное красноречие пренебрегает красноречием.


Сила разума в том, что он признает существование множества явлений, ему непостижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных!


Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.


Истинное красноречие смеется над витиеватостью.


Настолько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили.


Человек - не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.


Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.


Кто не любит истину, тот отворачивается от неё под предлогом, что она оспорима.


Мы любим не человека, а его свойства.


Мы по опыту знаем, как велика разница между благочестием и добротой.


Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые; в этом причина людского непостоянства.


Мир - это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.


Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому и считаем, что они переменились.


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.


Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.


Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко.


Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.


Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал.


В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.


Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.


Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.


Так протекает вся жизнь: ищут покоя, боясь бороться против нескольких препятствий, а когда эти препятствия устранены, покой становится невыносимым.


Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома - там, где ему положено.


Любовь и ненависть часто мешают справедливому суждению.


Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.


Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.


Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.


Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений.


И чувство и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседуя с людьми. Стало быть, иные беседы совершенствуют нас, иные - развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников.


Убить нас может любая малость, даже предмет, созданный для нашего удобства; например, нас убивают стены дома или, скажем, ступеньки лестницы, если мы неосторожно ступаем.


Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.


Человек, решивший исследовать, на чем зиждется закон, увидит, как непрочен, неустойчив его фундамент, и, если он непривычен к зрелищу сумасбродств, рожденных людским воображением, будет долго удивляться, почему за какое-нибудь столетие к этому закону стали относиться так почтительно и благоговейно.


Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.


Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая


Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам.


Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.


Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.


Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.


Человек - это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить ее другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце.


Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то заслужил награду.


Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.


И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, - похвалы за то, что прочли.


Несомненно, что худо быть полным недостатков; но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.


Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.


Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием.


Издеваться над философией это значит, - поистине философствовать.


Пусть человеку нет никакой выгоды лгать - это ещё не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи.


Суть человеческого естества - в движении. Полный покой означает смерть.


Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться.


Горе людям, не знающим смысла своей жизни.


Славолюбие - самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних.


Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.


Человек сотворен, чтобы думать.


Красноречие - это живописное изображение мысли.


Общественное мнение правит людьми.


Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.


Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку.


Итак, мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.


Сила, а не общественное мнение правит миром, но мнение использует эту силу.


Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.


В любви молчание дороже слов.


Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиранична. Надо, стало быть, согласовать справедливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что справедливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо.


Ничто не ободряет так порока, как излишняя снисходительность.


Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано.


Любое движение отзывается во всей природе; море изменяет облик из-за одного-единственного камня. И в вопросах благодати любой человеческий поступок отзывается на всех людях. Значит, в мире нет ничего несущественного.


Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.


Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, - впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.


Каждую книгу нужно уметь читать.


Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.


Хороший острослов - дурной человек.


Сердце имеет доводы,которых не знает разум


Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра, и вообще хорошо приучиться извлекать пользу из зла, что оно так обыкновенно, тогда как добро так редко.


Предвидеть - значит управлять.


Любопытство - то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.


О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.


Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится все, что я в них вычитываю.


Величайшее счастье, доступное человеку - любовь, - должно служить источником всего возвышенного и благородного.


Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собой и думать только о себе.


Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.


Всё наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности.


Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата.


Люди живут в таком полном непонимании суетности человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну не поразительно ли это!


Разумный человек любит не потому, что это выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье.


Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Из глубины его души сразу выползают беспросветная тоска, печаль, горечь, озлобление, отчаяние.


В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума.


Человек - это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.


Инстинкт и разум - признаки двух различных сущностей.


Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой.


Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими.


Суть несчастья в том, чтобы желать и не мочь.


Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому - глупцом.


Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.


Не заботятся о приобретении почёта в городе, через который только проезжают, но, когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.


Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Заурядные личности не находят разницы между людьми.


Мы теряем даже жизнь с радостью - лишь бы об этом говорили.


Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах остальных, и те понимают, что им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадежности, и ждут своей очереди. Вот картина человеческого существования.


Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков.


Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.


Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, даже среди тех, кто появится, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что тешимся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких людей.


Искание истины совершается не с весельем, а с волнением и беспокойством; но все-таки надо искать ее потому, что, не найдя истины и не полюбив ее, ты погибнешь.


Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому, что сильно. Почему следуют стародавним законам и взглядам? Потому ли, что они здравы? Нет, потому, что общеприняты и не дают прорасти семенам раздора.


Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.


Иные наши пороки - только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.


Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.


Хотите, чтобы о вас хорошо говорили, - не говорите о себе хорошего.


Нашему уму свойственно верить, а воле - хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.


Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали.


Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.


Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.


Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен...


Эгоизм ненавистен, и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти.


И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.


Я только с теми, кто ищет истину.


Говорите как все, но думайте по-своему.


Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.


Молчание - величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.


Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.


Мы жаждем истины, а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горести и смерть. Мы не можем не желать истины и счастья, но не способны ни к твердому знанию, ни к счастью. Это желание оставлено в нашей душе не только чтобы покарать нас, но и чтобы всечасно напоминать о том, с каких высот мы упали.


Сколько держав даже не подозревают о моем существовании!


Красноречие - это живопись мысли.


Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.


Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.


Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу - это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.


Можно, конечно, сказать неправду, приняв ее за истину, но с понятием «лжец» связана мысль о намеренной лжи.


Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.


Люди не могут дать силу праву и дали силе право.


Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.


Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой.


Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному - какая страшная извращенность!


Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиран.


Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.


Существуют люди, которые лгут, просто чтобы лгать.


Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит оттого, что место, слушатели и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла.


Истина и справедливость - точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда делаем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее.


Ухо наше для лести - широко раскрытая дверь, для правды же - игольное ушко.


Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.


Для человека заурядного все люди на одно лицо.


Красноречие должно быть приятно и содержательно, но нужно, чтобы это приятное, в свою очередь, было заимствовано от истинного.


Случайные открытия делают только подготовленные умы.


Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.


Изучая истину, можно иметь троякую цель: открыть истину, когда ищем ее; доказать ее, когда нашли; наконец, отличить от лжи, когда ее рассматриваем.


Отчего это - хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознает, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем.


Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.


Неоспоримо, что вся людская нравственность зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет. Меж тем философы, рассуждая о нравственности, отмечают этот вопрос. Они спорят о том, как лучше провести отпущенный им час.


Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас огорчают.


Перед тем как что-то сделать, надо подумать не только о самом поступке, но и о нас самих, о нашем настоящем, прошлом, будущем и о людях, которых этот поступок касается, и поставить все это во взаимосвязь. И тогда мы будем очень осмотрительны.


Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.


Мысли и высказывания а также афоризмы и цитаты автор которых "Блез Паскаль" для взрослых и детей на stihiskazki.ru

Читайте также по теме :

Борис Леонидович Пастернак
Но в том то и дело, что человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не пал...

Борис Фёдорович Поршнев
Кибернетика гигантски обогатила технику. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолит...